ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

(С. Н. Николаева)

    Программа включает в себя:

    •   концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;

    • обоснованный экологический подход к построению содержания и методов обучения, отбору форм работы как в детском саду, так и в семье;

    • подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности к работе с  детьми);

    •   технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.

     Важнейшие положения программы:

    1. Старшие дошкольники усваивают систематизированные знания о закономерных явлениях природы (взаимосвязь растений и животных со средой обитания, связь компонентов в сообществе живых организмов).

     2. Морфофункциональные свойства растений и животных рассматриваются как признаки приспособляемости к среде обитания (дошкольники понимают это при демонстрации этих признаков на примере обитателей уголка природы);

    3. При соответствующей организации педагогического процесса во всех возрастных группах дети начинаю понимать специфику живого организма, его отличие от предмета (неживого объекта); старшие дошкольники усваивают существенные признаки живого объекта).

    4. Средние и старшие дошкольники усваивают различные сложные представления (обобщенные, динамические) на основе комплёкса сходных признаков явлений природы (например, рост и развитие растений и животных).

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны - той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся животные. Продуманная организация и оборудование зоны должны обеспечивать возможность осуществлять экологическое воспитание детей следующими методами:

     •   проводить многоразовые наблюдения объектов;

     •   фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;

     •   обсуждать увиденное;

   •   осуществлять различные виды деятельности (уход за   обитателями природной зоны, общение с ними, моделирование явлений природы);

   • отражать впечатления природы в разных формах художественной и игровой деятельности.

    Вся программа состоит из пяти разделов. Первый и второй разделы посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Третий раздел прослеживает их роль в процессе онтогенеза - роста растений и животных. В четвертом разделе раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Пятый раздел демонстрирует разные формы взаимодействия с природой.

    Реализация программы по экологическому воспитанию успешно решается при условии создания в дошкольном учреждении зёленой зоны, а также заинтересованности педагогического коллектива в усвоении и передаче основ экологической культуры, в воспитании экологической грамотности у родителей и приобщении их к целенаправленной работе е детьми.

    Программа  одобрена Экспертным советом по общему образованию, рекомендована Министерством образования РФ.