Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №24» (далее – Программа) разработана в соответствии с действующими нормативными документами в сфере образования.
Программа реализует основополагающие функции дошкольного уровня образования:
обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №24» ориентирована на воспитание, развитие и обучение детей в возрасте от 2 до 7 лет, посещающие группы общеразвивающей направленности, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому развитию, социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому и художественно-эстетическому развитию.
Программа определяет объем, содержание, организацию образовательной деятельности, отражает основные направления воспитательной работы по социализации воспитанников на основе базовых ценностей российского общества, планируемые результаты ее освоения и включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Реализация задач осуществляется в процессе различных видах деткой деятельности.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации в формах, специфических для детей дошкольного возраста. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ «Детский сад № 24».
Содержание образовательного и воспитательного процесса выстроено в соответствии ФГОС дошкольного образования, нормативными документами, регламентирующие деятельность в области дошкольного образования, и на основе:
Обязательная часть
ФОП ДО, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Парциальной программы рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок» / А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова, В.С. Волкова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019
Парциальной программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста 4–7 лет «Играем в театр» / И.А. Генералова. - Москва: Русское слово - учебник, 2023
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Основные цели взаимодействия МБДОУ «Детский сад № 24» с семьями воспитанников:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
открытость;
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей);
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
возрастосообразность.
Взаимодействие педагогического коллектива ДОО с родителями (законными представителями) реализуется в следующих направлениях и формах:
1) диагностико-аналитическое: анкетирование, социальные опросы, индивидуальные беседы, Дни открытых дверей;
2) просветительское и консультативное направления: родительские собрания, конференции, семинары-практикумы, тренинги, ролевые игры, консультации; информационные стенды, папки-передвижки, сайт ДОО и социальные группы в сети Интернет; фотографии, выставки детских и совместных работ;
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ДОО совместно с семьей