Управление образования и молодежной политики
администрации
Балахнинского муниципального района
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24 »
Публичный доклад
заведующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 24»
за 2012-2013 учебный год.
1.Общая характеристика учреждения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24» функционирует с 1969 года.
МБДОУ «Детский сад № 24» успешно прошло государственную аккредитацию и имеет
свидетельство серия 085439 от 01.04.2003 г.
Учреждение имеет Лицензию на право осуществления образовательной деятельности
серия 52Л 01 № 0000787,
регистрационный номер 11274 от 27 ноября 2012 г.
МБДОУ «Детский сад № 24» расположено внутри жилого микрорайона по адресу: г. Балахна, Нижегородская область.
Ул. Дзержинского, д.52 А, находится в отдельно стоящем здании , имеет прилегающую территорию,
оборудованную детскими площадками для каждой возрастной группы, цветником, уголком леса, сада,
огородом .Ближайшее окружение – МОУ СОШ № 4 , МБДОУ «Детский сад № 22, 23, 42 ,
детская художественная школа, детская музыкальная школа, детская библиотека, стадион «Энергия».,
районный Дом культуры, аллея Славы, река Волга., парк. От транспортных магистралей детский сад
отделен живыми домами. Недалеко от здания детского сада расположены остановки автобуса.
Режим работы МДОУ
Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели :
1 группа для детей раннего возраста с 12 часовым пребыванием детей,
3 группы с 10,5 часовым пребыванием для детей дошкольного возраста.
В 2012 – 2013 учебном году в ДОУ работало 4 группы , списочный состав - 81 ребенок
- 1 младшая группа( от 2-х до 3-х лет) – 21 ребенок
- 2 младшая группа ( от 3-х до 4-х лет- 22 ребенка
- средняя группа ( от 4-х до 5 лет) – 19 детей
- старшая группа ( от 5 до 6 лет) – 19 детей
Детский сад имеет электронный почтовый ящик: bal-detsad24@rambler.ru
и информационную страничку в Интернете http://mdou24balahna.edusite.ru
2. Структура управления МДОУ.
Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
и строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный
характер управления
Формами самоуправления Учреждения, обеспечивающими государственно-общественный характер
управления, являются: Педагогический совет Учреждения, Общее собрание коллектива Учреждения,
Родительский комитет учреждения.
Высшим органом управления Учреждением является Общее собрание коллектива Учреждения.
Общее собрание коллектива Учреждения – коллегиальный орган общественного объединения
работников Учреждения, созданный с целью регламентации отношений между коллективом и работодателем.
Педагогический совет действует в целях развития и совершенствования учебно-воспитательного
процесса, повышения мастерства и творческого роста педагогов Учреждения
Родительский комитет создан в целях обеспечения постоянной и систематической связи
Учреждения с родителями.
3. Кадровый состав
40 % педагогов имеют награды :
4 педагога – грамоту УО МП
3 педагога – благодарственное письмо главы администрации
2 педагога – Почетную грамоту МОНО
4. Достижения воспитанников, педагогов образовательного учреждения.
Работа педагогического коллектива детского сада отмечается положительной результативностью
Ежегодно педагоги повышают свое мастерство в ходе прохождения аттестации,
повышения квалификации, участие в различных конкурсах .
Воспитатели ДОУ активно участвуют в поисковой, исследовательской деятельности проводят
большую работу по самообразованию.
В 2012-2013 учебном году повысили квалификацию 3 воспитателя, старший воспитатель
и музыкальный руководитель.
Воспитатель Низова.Е.А.приняла участие в районном смотре-конкурсе на лучшую организацию
работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди
МДОУ Балахнинского муниципального района и заняла 3 место, воспитатель Низова.Е.А.
со своими воспитанниками Богатковой Софьей и Низовым Максимом награждены
Дипломом за участие в городском конкурсе детского рисунка на асфальте «Как я живу»,
воспитатель Коновалова.Н.В. со своими воспитанниками награждена Дипломом
за участие в Олимпийском дне 2013, Благодарственным письмом УО и МП
награждено дошкольное учреждение за участие в районном смотре-конкурсе и за победу
в номинации «Многообразие снежных построек», музыкальный руководитель Ваткушева.А.В.
и ее воспитанники приняли участие в районном фестивале детского творчества «Чудо-чадо 2013»,
Дипломом за участие в зональных соревнованиях среди дошкольных учреждений города и
района «Спортландия – 21013» , посвященных Дню семьи и Международному дню защиты детей
награждена команда «Ракета» старшей группы.
5.Эффективность работы по охране жизни и укреплению здоровья детей.
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является забота о здоровье детей,
как базовое условие обеспечения качества образования Задачи воспитания и обучения детей решаются
продуктивнее, если дети здоровы.
Важным показателем работы МДОУ является здоровье детей. В детском саду созданы условия для охраны
и укрепления здоровья детей, создана предметно-развивающая среда, стимулирующая разнообразную деятельность ребенка.
Медицинское обслуживание детей осуществляется врачом детской поликлиники и штатной старшей медицинской сестрой.
Медицинская сестра прошла обучение на курсах повышения квалификации, имеют сертификат специалиста.
Группы полностью оснащены детской мебелью. Мебель промаркирована, подобрана по росту детей.
В спальнях кровати расставлены с соблюдением минимальных расстояний. Постельные принадлежности промаркированы
согласно требованиям СанПиН. Моющие и дезинфицирующие средства имеются в достаточном количестве,
соблюдаются безопасные условия их хранения. Во всех группах выделена столовая посуда для персонала и детей,
обозначены места ее хранения. Уборка в группах осуществляется согласно графикам, санитарные правила персоналом
соблюдаются. Питание организовано по примерному десятидневному меню. В МБДОУ имеется необходимый
набор продуктов. Все продукты хорошего качества, сроки реализации продуктов, условия хранения и товарное
соседство соблюдаются, документация на поступающую продукцию оформляется правильно.
Температурный режим в бытовых холодильниках и «ШХ» соответствует норме. Технологическое оборудование
пищеблока находится в исправном состоянии. Меню-раскладка, журнал бракеража оформляются в соответствии
с требованиями, в том числе выход готовых блюд. Ежедневно проводится профилактика дефицита йода – с использованием
йодированной соли.
В МБДОУ постоянно проводится мониторинг состояния здоровья детей.
На конец учебного года контингент детей составил 81 человек , из них 39 девочек и 42 мальчика.
Детей в возрасте от 2 до 3 лет – 21 человек, от 3 до 6 лет – 60 детей.
За период с сентября по май месяцы зарегистрировано 248 случаев заболевания детей.
По сравнению с прошлым годом заболеваемость увеличилась на 27 % . Это связано с большим количеством
заболевания детей ветрянкой и скарлатиной в период с февраля по март месяцы и в период осеннего межсезонья.
Среди всех заболеваний ведущее место занимают заболевания ОРЗ и ОРВИ – 209 случаев.
Пик заболеваемости пришелся на осеннее межсезонье и февраль-март месяцы .
Это связано с большим количеством заболевания детей ветрянкой и скарлатиной . Самый большой процент
болеющих детей в группе №1 и № 2.
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Гр р/в
№ 1
8
8
10
10
6
17
8
8
1
Дошк.гр
№ 2
( 3-4)
9
13
6
4
13
18
10
12
2
Дошк.гр
№ 3
( 4-5)
8
9
8
3
7
5
10
3
0
Дошк.гр
№ 4
(5-6)
7
5
4
1
0
3
11
2
0
Пропуски по болезни на 1 ребенка
Возрастные группы
Пропуски
1 младшая группа
3,6
2 младшая группа
3.9
Средняя группа
2.7
Старшая группа
1.7
Распределение детей по группам здоровья за прошедшие три года
Группа здоровья
2011
2012
2012 г.
Кол-во детей
В проц.
%
Кол-во детей
В проц.
%
Кол-во детей
В проц.
%
Кол-во детей по списку
79
100
84
100
81
100
Первая группа
33
44
36
40
25
31
Вторая
43
55
47
56
51
63
Третья
1
1
1
1
5
6
Четвертая
-
-
-
-
-
-
Как видно из таблицы, что за последний год произошло уменьшение количества детей с первой группой
здоровья и увеличение количества детей со второй и третьей группой здоровья.
Часто болеющие дети
Возрастные группы
Количество ЧБД
На начало года
На конец года
1 младшая группа (2-3 лет)
5
5
2 младшая группа (3-4 лет)
2
2
Ср, ст группа (4-6 лет)
3
3
Хронические заболевания у детей
«Д» учет
Заболевания
1 младшая гр
2 младшая гр
Средняя
гр
Старшая гр
Всего
С.с.с.
0
1
2
1
4
н/с
11
9
9
7
36
Заболевания кожи
1
4
0
1
6
Нарушение зрения
1
1
1
0
3
Заболевания ЖКТ
0
0
0
1
1
Заболевание почек
1
0
0
1
2
Заболевание почек
1
0
0
1
2
Заболевание опорно-двигательного аппарата
1
2
1
1
5
Заболевания органов дыхания
1
2
0
0
3
Вся физкультурно-оздоровительная работа строится на диагностической основе: диагностике физического развития,
физической подготовленности, здоровья, нервно-психического развития.
Режим МБДОУ предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха дошкольников в течение дня,
в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возрастом детей и состоянием их здоровья;
фронтальную, подгрупповую и индивидуальную работу с детьми. Это дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные
возможности и творческий потенциал каждого ребенка, выявить и развить его интересы.
Результаты деятельности по физкультурно-оздоровительному направлению свидетельствуют о том, что работа в
этом блоке осуществлялась целенаправленно, систематически. Физкультурно-оздоровительная работа включала в себя :
Комплексное закаливание :
- воздушные ванны
- полоскание рта водой комнатной температуры после приема пищи
- босохождение
- дневная и вечерняя прогулка
Оздоровительную работу :
- плановый осмотр детей узкими специалистами ( невропатолог, хирург, отолоринголог, окулист, стоматолог)
- вакцинация
Систему медико-педагогических мероприятий :
- выполнение санитарно-эпидемиологического режима
- воспитание у детей санитарно-гигиенических навыков
- мониторинг физического развития и состояния здоровья
- контроль за физическим воспитанием и физической подготовленностью
- организацию питания
- профилактику осанки, плоскостопия, простудных заболеваний, травматизма
- систематические консультации с родителями, воспитателями
- обсуждение вопросов здоровья детей на административно-производственных, медико-педагогических совещаниях.
Содействие совершенствованию физического воспитания :
- совершенствование двигательной активности
- утренняя гимнастика
- занятия физической культурой
- музыкальные занятия
-проведение подвижных игр и физических упражнений на прогулке
- проведение индивидуальной работы с детьми по физическому совершенствованию
- спортивные игр
Медицинские группы для занятий физкультурой
Основная
73
Подготовительная
8
Таким образом отмечаем по сравнению с прошлым годом :
- увеличение процента общей заболеваемости детей на 27 %
- увеличение количества заболеваний ОРЗ и ОРВИ на 16 %
- увеличение количества ЧБД на 6 %
- увеличение количества детей со 2 и третьей группой здоровья;
-уменьшение детей с гармоничным физическим развитием на 6 %
- увеличение количества детей с нарушениями нервной системы
- увеличение количества пропусков по болезни на 1 ребенка с 1,6 -3,4 до 1,7 – 3,9 дней
Причинами этого можно считать :
· Отсутствие плана оздоровления ЧБД;
· Слабый контроль со стороны медицинского персонала за здоровьем детей после перенесенных заболеваний,
· Отсутствие индивидуально-дифференцированного подхода к детям разных групп здоровья
· Несовершенность системы закаливающих мероприятий,
· Нарушение принципов закаливания педагогами
· Нарушение режима прогулки
Положительными тенденциями можно считать :
-качественный показатель физического развития и физической подготовленности детей
- стабилизацию физического, психологического, эмоционального благополучия
- снижение роста хронической патологии
- 90 % детей отнесены к основной группе для занятий физической культурой
Необходимо :
- координировать работу медицинского и педагогического персонала по укреплению здоровья детей
- разработать систему закаливающих мероприятий в соответствии с условиями и возможностями ДОУ
- разработать план оздоровления ЧБД
- продолжить работу по профилактике простудных заболеваний, качественной реализации плана
физкультурно-оздоровительной работы в группах с учетом индивидуальных возможностей и потребностей ребенка;
- по целенаправленной просветительной работе с семьями воспитанников по охране и укреплению здоровья детей.
6.Уровень и эффективность учебно-воспитательного процесса и его результатов.
МБДОУ реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей
направленности по направлениям: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.
Программа разработана на основе Программы воспитания и обучения в детском саду» / М.А.Васильева и др. – М : Мозаика-Синтез, 2010/
В ДОУ реализовывалась парциальная программа
«Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой и др
В качестве педагогических технологий использовался комплект методических пособий В.Гербовой, Т.Комаровой,
Э. Степаненковой, И.Помораевой,Л.Куцаковой., О.Соломенниковой, Г.Е.Сычевой
Весь воспитательно-образовательный процесс в 2012-2013 учебном году был направлен на реализацию главной цели
функционирования ДОУ: укрепление физического и психического здоровья детей, создание оптимальных условий для воспитания,
обучения, развития и оздоровления детей.
В конце учебного года был проведён промежуточный мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения
программы по двум компонентам : мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществлялся через отслеживание результатов освоения образовательной программы..
С этой целью использовалось наблюдение за активностью детей в течение дня, анализ продуктов детской деятельности,
критериальные диагностические методики и тестовые методы.
По сравнению с прошлым годом показатель освоения образовательных областей программы значительно повысился.
Программу освоили 87,5 % детей .
Мониторинг детского развития проводился на основе оценки развития интегративных качеств ребенка
Перед педагогами стояла основная задача – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка и наметить
индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Интегративные качества :
1 – физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
2 – любознательный, активный
3 – эмоционально-отзывчивый
4 – овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
5 – способный управлять своим поведением и планировать свои действия
6 – способный решать интеллектуальные и личностные задачи
7 – овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
8 – имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве
9 – овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности
У 84 % детей уровень развития соответствует возрасту. На основе проведенного мониторинга воспитателями были
составлены индивидуальные карты развития детей и карты индивидуальной работы по итогам мониторинга.
У 70 % детей раннего возраста уровень нервно-психического развития соответствует возрасту.
7. Анализ работы педагогического коллектива, направленной на решение годовых задач.
В 2012-2013 учебном году коллектив МБДОУ решал задачи, направленные на :
1.Формирование начал патриотизма и гражданственности через знакомство с родным городом, историей и культурой малой Родины.
2.Повышение двигательной активности детей через использование в различных формах физического воспитания
нестандартного физкультурного оборудования
3.Развитие монологической речи детей в процессе пересказа по опорным картинкам..
Эти задачи решались через разные направления: работа с детьми, педагогами , родителями, социумом.
Для решения задачи по формированию у детей начал патриотизма и гражданственности через знакомство с родным городом
важно было выяснить готовность педагогов к работе по данной проблеме, выявить их уровень представлений о родном городе
Для этого было проведено анкетирование .
Анализ анкет, а также викторина «Как я знаю свой город», показали необходимость уточнения и систематизации знаний
педагогов о Балахне
С этой целью была организована радиоэкскурсия по Балахне, где радиогидом выступила журналистка Нижегородского
радиовещания Оксана Садовальская, проведен ряд краеведческих лекториев:
- «Вехи истории Балахны» познакомил педагогов с тремя золотыми веками в развитии Балахны,
- «Жемчужины балахнинской земли» познакомил с культурно-историческими памятниками города,
- «Кузьма Минин- великий патриот Отечества» с исторической страницей начала смутного времени в
Российском государстве и ролью Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина в освобождении Москвы от польских захватчиков
Просмотр видеофильма «История и традиции города Балахны», «Прогулки по старой Балахне» , предоставленные
филиалом детской библиотеки обогатили знания педагогов о родном городе, его истории и развитии.
Для работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию была отобрана программа Т.И.Оверчук «Мой родной дом»
и методические пособия :
Н.Г.Комратова «Патриотическое воспитание детей 4-6, 6-7 лет»
В.И.Петрова «Нравственное воспитание в детском саду»
Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?»
И.А.Агапова «Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет»
Т.И.Оверчук Воспитательная система «Маленькие россияне»
Н.Г.Зеленова «Мы живем в России»
Проект «Родной свой край – люби и знай!», обозначил задачи, разнообразные формы работы по знакомству детей
с родным городом в различных видах детской деятельности, конспекты для организации непосредственно - образовательной деятельности.
Работа с детьми по знакомству с родным городом началась с выявления уровня представлений о родном городе.
В ходе обследования было выявлено, что 78 % детей имели достаточно скудные представления о родном городе, о детском саде
и его ближайшем окружении. Из них, у 34% детей отсутствовал познавательный интерес к жизни города. И только 28 % детей
смогли рассказать, что им нравится в родном городе, назвали объекты социального назначения, узнавали и называли
достопримечательности города по фотографиям.
Таким образом, была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих
проявлению интереса, воспитанию любви к родному городу, желанию беречь его красоту, проявлять заботу о нем.
Центральным звеном в макросреде по знакомству с родным краем стали прогулки - экскурсии по территории детского сада.
прогулки – экскурсии по улицам города ,на набережную реки Волги, в парк, к аллее Славы, к памятнику истории и культуры,
Дому Москвы , памятнику Кузьме Минину, зоопарку .Свои впечатления от экскурсий, прогулок дети отражали в продуктивных
видах деятельности.
Знакомство с родным городом, его историей проходила и в процессе непосредственно образовательной деятельности,
организованной в форме путешествий по городу, в историческое прошлое города, в форме уроков патриотизма.
Путешествия были взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их.
Для создания у детей целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации установлены
тесные связи с социумом:
дети побывали в музей Кружева, краеведческом музее, детской библиотеке,
музее Кузьмы Минина, на выставке работ юных художников о родном городе.
С детьми была организована поисковая деятельность: дети расспрашивали родителей об истории названия улиц,
вместе с родителями собирали фотографии с местами отдыха семьи, фотографии с видами города, образцы кружев.
Все эти материалы нашли свое место в уголке социально-нравственного воспитания детей младшей группы.
Игры, картинки, альбомы, генеалогическое дерево семьи, фотографии, художественная литература, макеты дома
знакомили детей с семьей, детским садом, некоторыми объектами родного города.
Содержанием уголка краеведения старшей группы стали альбомы с фотографиями «Мой любимый город Балахна»,
«Древний город Балахна», «Кузьма Минин – наш земляк», «Дерево славится плодами, а человек трудом».
Карта Балахны с обозначением ее районов дала возможность увидеть масштаб Балахны, помогла понять взаимосвязь :
дом – частица микрорайона, а микрорайон – часть города, а город – часть страны.
Деревянный макет древней Балахны, мини-музей древних промыслов балахнинцев позволили оживить представления
детей об историческом прошлом города, о древних промыслах жителей Балахны.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Нам важно было
выявить настроение, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом в вопросе воспитания гражданских
чувств у детей, очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь. Для этого было проведено
анкетирование среди родителей.
100 % родителей проявили заинтересованность , желание сотрудничать с ДОУ, обозначили проблемы, среди которых
родословная семьи, название улиц, связанных с деятелями революционного периода, история Балахны.
Для родителей были оформлены фото - выставка «Учим детей любить и беречь свой город», стенд «Любимый город Балахна» ,
«Семейный маршрут выходного дня»,
В процессе системной, комплексной, кропотливой работы
У детей :
* систематизировались знания о Балахне.его современном облике, местах отдыха, зданиях социального назначения,
промышленных предприятиях, их продукции.
* появился интерес к прошлому города. его историко-культурному наследию
* повысилась мыслительная активность, дети стали задавать много вопросов, самостоятельно находить ответы на вопросы
воспитателя . проявлять активность в решении проблемных ситуаций.
* более развитыми стали познавательные умения : слушать взрослого, внимательно рассматривать фотографии, наблюдать
за предложенным объектом, сравнивать объекты, устанавливать взаимосвязи между ними, обобщать, делать выводы.
* научились правильно вести себя в музее, бережно относиться к музейным экспонатам.
В итоге, общий уровень следующий: 15 % детей имеют прочные знания о родном городе,
75% - допускают небольшие неточности в ответах, у 10 % детей – знания слабые, познавательный интерес низкий.
У родителей :
* осознание важности нравственно-патриотического воспитания
* собственный интерес и желание больше узнать о родном городе
* активность, соучастность в работе по ознакомлению с малой Родиной
У педагогов :
* повысился уровень профессиональной компетентности
* накоплен опыт практической работы с детьми, родителями, социумом
* обогатились знания об историко-культурном наследии родного города
В ноябре месяце ДОУ представил свой опыт работы по данной теме на районном методическом совете .
Реализация задачи по созданию оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.
осуществлялась по программе М.Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду»
В качестве современных педагогических технологий использовались методические пособия :
В.Гербова «Занятия по развитию речи детей» ( по всем возрастным группам),
А.Максаков «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»
А.Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок»
А.Максаков «Развитие правильной речи ребенка в семье»
В.Гербова «Развитие речи в детском саду»
Г.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»
Г.Сычева «Опорные картинки для пересказа текста»
С целью повышения компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей проведен ряд мероприятий:
Консультации по ознакомлению с современными технологиями и методиками по развитию речи детей :
«Развитие у детей связной монологической речи»,
«Мнемотехника как система методов и приемов развития речи детей»,
«Использование метода наглядного моделирования при обучении детей пересказу»,,
«Опорные картинки для пересказа текста»,
«Методика пересказа с использованием схем и моделей ( на примере сказки Сутеева «Три котенка»),
«Организация предметно-развивающей среды в ДОУ»,
Семинар-практикум «Составление рассказа по картине с использованием приема мнемотехники».
Смотр-конкурс на лучший речевой уголок в группе.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство,
воспитатели заботились в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные
потребности в познании и в общении. Группы оснащены ТСО, наглядным и демонстрационный материал,
обеспечивающим более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
Смотр-конкурс речевых зон показал :
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во
всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию.
Педагогами. накоплен и систематизирован разнообразный практический материал по ознакомлению с окружающим миром,
материал для организации речевых игр и занятий: игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы,
игры на формирования грамматического строя, связной речи. обогащения словаря ,фонематического слуха и мелкой моторики,
программная детская художественная литература.
Необходимо, дополнить уголки речевого развития пособиями для проведения артикуляционных упражнений, пальчиковых игр.
Анализ планов образовательной работы показал наличие системы работы над связной речью детей
На занятиях по развитию связной речи воспитателю используют опорные картинки, применяют метод мнемотехники,
наглядного моделирования
Анализ характеристики коммуникативных умений детей показал : дети владеют речевыми оборотами для установления контакта,
присутствуют инициативность и адресность речи. Тон общения у детей в процессе общения со сверстниками в разных случаях разный :
доброжелательный и спокойный сменяется на крикливый, требовательный, встречаются случаи физических вмешательств,
раздел игрушек или другого материала). Тематика разговоров в подгруппах детей разнообразная . Дети охотно общаются с воспитателем.
Диагностика развития монологической речи детей показала :
Обследовано 43 ребенка.
8 детей старшей группы
16 детей средней группы
21 ребенок 2-й младшей группы
Из них 40 % детей могут самостоятельно рассказать содержание сюжетной картины, сказки, логически последовательно описать предмет.
Однако, недостаточный словарный запас затрудняет детей в подборе прилагательных для описания качественных характеристик
предметов, дети допускают нарушения грамматических форм речи.
42 % детей рассказывают по наводящим вопросам и с помощью воспитателя. При описании предметов, рассказывании
казок нарушают последовательность, допускают ошибки в определении свойств и качеств предметов, с трудом повторяют рассказ
по образцу воспитателя.. В речи используются простые предложения или словосочетания. Словарь бедный, грамматический строй нарушен.
18 % детей имеют ситуативную речь.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности
по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществлялось через:
Консультации:
Во 2 младшей группе : «Игры с детьми по развитию речи», «Развиваем речь ребенка» ;
В старшей группе : «Развиваем речь ребенка : на прогулке, на кухне, на улице» «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»,
«Как помочь ребенку научиться правильно и красиво говорить» ;
Регулярно в родительских уголках этих групп обновлялась рубрика «Учим вместе с нами»
Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии.
Для реализации задачи повышения двигательной активности детей через использование в различных формах физического воспитания
нестандартного оборудования использовалось методическое пособие А.А.Чеменевой «Методические рекомендации к построению
предметной среды физического развития ребенка в условиях ДОУ», методические рекомендации
Л.Д.Свирской «Нестандартное оборудование для двигательной активности» , пособие «Коммуникативно-ориентированная
предметная среда физического образования дошкольника». В соответствии с рекомендациями был разработан режим двигательной
активности детей, позволяющий обеспечить двигательную активность детей в режиме дня в объеме 25 % от всего времени
пребывания детей в детском саду. Для повышения компетентности педагогов по данному вопросу был проведен теоретический
семинар «Обеспечение двигательной активности детей в течение дня», фотосессия «Пособия, атрибуты оборудование для
уголка двигательной деятельности», подготовлены презентации «Использование нестандартного спортивного оборудования
и пособий для развития двигательной активности детей», « Возможности использования цветных бумов для развития основных движений» .
В соответствии с двигательным режимом в ДОУ регулярно проводилась утренняя гимнастика, утренняя и вечерняя прогулка,
НОД по физической культуре и музыке, подвижные игры на прогулке, физкультурный досуг, динамические паузы между занятиями,
физкультминутки в процессе НОД , закаливание и оздоровительная гимнастика после сна .
Во всех возрастных группах оборудованы уголки двигательной деятельности детей с набором традиционного и нетрадиционного
оборудования, отвечающим возрастным требованиям и интересам детей.
В 1-й младшей группе содержание уголка двигательной деятельности представлен шведской стенкой, лесенкой со скатом.
Набор пособий яркий, привлекает внимание детей, вызывает желание действовать. Очень много двигательных игрушек, пособий
для профилактики плоскостопия. Имеется в наличии пособия для развития разных видов движений. Дети активно используют
для движений горку, двигательные игрушки.
В уголке второй младшей и средней группы представлены пособия для всех видов движений , размещены доступно, много
материала для развития мелкой моторики рук, самостоятельной двигательной деятельности.
В старшей группе в уголке двигательной деятельности особенно ярко представлены варианты нестандартного физкультурного
оборудования, Имеются пособия для развития всех видов движений, кроме лазания В большом количестве разнообразные
пособия для развития мелкой моторики рук, профилактики плоскостопия .
Физкультурный зал в ДОУ оснащен необходимыми пособиями и атрибутами для развития всех видов движений.
Среди традиционного оборудования большое место занимают нетрадиционные пособия в виде цветных бумов для развития
двигательных умений и навыков, общеразвивающих упражнений, игр разной подвижности, коррекции стопы, укреплений мелкой
моторики рук, релаксации, формирования правильной осанки, упражнений на дыхание. Нетрадиционные пособия эстетичны,
многофункциональны, безопасны, соответствуют по весу и габаритам возрастным особенностям детей, возможна креативность
применения в самостоятельной двигательной деятельности, физкультурных упражнениях, подвижных играх, творческих заданиях.
Нестандартное оборудование используется как в зале, группе, так и на участке.
Использование нестандартного оборудования позволило значительно повысить двигательную активность детей, разнообразить
способы выполнения основных движений на физкультурном занятии. Чаще стал использоваться групповой способ, что значительно
повысило моторную плотность физкультурного занятия до 85 %.
8. Условия осуществления образовательного процесса.
Материально – техническая база и медико-социальные условия обеспечивают комфортное пребывание детей в детском саду
и решение вопросов успешного достижения воспитательно-образовательных целей. Одним из условий реализации поставленных
задач является развивающая предметная среда детства, необходимая для развития всех детских видов деятельности.
В нашем детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое и психическое здоровье ребенка.
Учреждение постоянно работает над совершенствованием предметно-развивающей среды и укреплением материально-технической базы,
как помещений детского сада, так и его территории. Ежегодно проводятся косметические ремонты всех помещений,
производится замена и обновление мягкого инвентаря. Благоустраиваются и озеленяются участки и прогулочные зоны.
В детском саду создана предметно-развивающая среда, которая состоит из нескольких комплексов: эстетического, экологического,
здоровьесберегающего. Общая эстетика интерьеров помещений детского сада создают приятный эмоциональный настрой и
ощущение гармонии.
Эстетический - включает в себя постоянно действующие экспозиции детских работ, музыкальный зал, различные виды театра,
декорации и реквизиты.
Экологический - это территория вокруг детского сада, природные уголки в группах, экологическая тропа , огород,
экологическая лаборатория, уголки экспериментирования
Здоровьесберегающий – материально-техническое оснащение ДОУ соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Имеются все условия для физкультурно-оздоровительной работы и организации самостоятельной двигательной деятельности:
-музыкально-спортивный зал, с набором современного инвентаря, что позволяет эффективно осуществлять развитие основных
движений и физических качеств воспитанников;
- оборудованные физкультурные уголки в группах
- медицинский блок.
Для организации оздоровительной и самостоятельной двигательной деятельности на свежем воздухе предусмотрено наличие:
- групповых участков . На участке первой младшей группы имеется теневой навес для защиты от неблагоприятных факторов
внешней среды; На групповых участках второй младшей, средней, старшей групп теневые навесы отсутствуют.
В летнее время для защиты от солнечных лучей используются зонты, шатры.
-групповые участки оснащены стационарным и нетрадиционным физкультурным и игровым оборудованием.
Для обеспечения интеллектуального, познавательно-речевого развития в ДОУ функционируют:
-центры развития детей в группах, оборудованы конструктивно-строительными играми, познавательной литературой,
пособиями, экспериментальными мини-лабораториями.
Во всех группах имеется эстетически оформленный учебный центр, где сосредоточен и систематизирован разнообразный
познавательный, учебный материал для интеллектуального развития дошкольников.
Во всех групповых комнатах созданы условия для эмоционального комфорта детей и организации игровой деятельности.
Воспитатели пополнили и обновили во всех группах предметно-пространственную среду.
Все атрибуты комплектуются по тематике и размещаются в игровых уголках в местах доступных для детей.
Своеобразие психологического развития детей требует изменения окружающей среды по их вкусу и настроению.
Для этого в группах изготовлены многофункциональные ширмы, мягкие модули. Уголки уединения напоминают домашнюю
обстановку: фотоальбом с семейными фотографиями, интересные книги или настольная игра, коллекции.
При создании развивающей среды группы воспитатели учитывают половые различия (разделение игровых зон для девочек и мальчиков).
Оснащение групповых комнат позволяет детям самостоятельно или под руководством воспитателя определить
содержание деятельности, наметить план действий, распределить свое время и активно участвовать в процессе обучения и воспитания,
взаимодействуя друг с другом и педагогами.
9. Обеспечение безопасности жизни и деятельности ребёнка в здании и прилегающей территории ДОУ
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности взрослых и детей.
Поэтому в нашем учреждении ведется плановая работа по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности,
которая строится на основании соблюдения требований основных законодательных актов. В детском саду разработан
паспорт безопасности (антитеррористической защищенности.
Имеется кнопка тревожной сигнализации (КТС), сигнал которой выведен на пульт дежурной части УВД, телефон,
автоматическая пожарная сигнализация..
Согласно нормам пожарной безопасности помещения детского сада оснащены: датчиками автоматической пожарной сигнализации,
срабатывающими на задымление и повышение температуры; кнопками включения пожарной сигнализации.
В МДОУ установлен противопожарный режим, создана добровольная пожарная дружина, регулярно проводятся мероприятия
по соблюдению правил пожарной безопасности, по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности.
В обеспечении комплексной безопасности МДОУ серьезным вопросом является обучение персонала и детей и формирование
культуры безопасности. Работа строится согласно плана , где прописаны дни занятий и инструктажей, мероприятия по
тренировочной эвакуации детей и сотрудников. Состояние антитеррористической защищенности учреждения соответствует
требованиям по безопасности.
Приобщение детей к здоровьесберегающим факторам посредством специально организованных форм и методов работы по
основам безопасности дошкольников ведется по программе «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников
« Авдеевой, Князевой, Стеркиной и методическому пособию «Безопасность».
С целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма детям были представлены презентации
«Правила дорожного движения», «По дорогам сказок», встреча с сотрудником ГИБДД, целевые экскурсии по улицам города,
к светофору, наблюдение за его работой, в старшей группе оформлен уголок дорожного движения с набором игр по дорожной азбуке,
макет улицы, художественная литература и иллюстративный материал по правилам дорожного движения.
Для профилактики пожарной безопасности были проведены беседы с детьми об опасности детской шалости с огнем,
показана инсценировка «Кошкин дом», рассматривание серии иллюстраций «И малым детям знать пора, что спички – страшная игра»
В рамках решения данной задачи были проведены следующие мероприятия для педагогов:
· Консультации для воспитателей: «Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ пожарной
безопасности»; «Знакомим детей с правилами дорожного движения»
· вопрос по теме: «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения » освещался на родительском собрания
во всех возрастных группах.
Вопросы безопасности в быту регулярно обсуждаются с детьми с целью формирования у них сознательного и ответственного
отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
10. Организация питания
Питание в МДОУ осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню, ,разработанным на основе физиологических
потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста, согласованного в ТО ТУ Роспотребнадзора.
Строго соблюдается технология приготовления блюд, их норма и калорийность, а также санитарные правила приготовления пищи.
В дошкольном учреждении организовано 4-ти разовое сбалансированное питание. Объем пищи и выход блюд строго
соответствует возрасту ребенка..
В МБДОУ имеется необходимый набор продуктов. Все продукты хорошего качества, сроки реализации продуктов, условия
хранения и товарное соседство соблюдаются, документация на поступающую продукцию оформляется правильно.
Температурный режим в бытовых холодильниках и «ШХ» соответствует норме. Технологическое оборудование пищеблока
находится в исправном состоянии. Меню-раскладка, журнал бракеража оформляются в соответствии с требованиями,
в том числе выход готовых блюд. Ежедневно проводится профилактика дефицита йода – с использованием йодированной соли.
Мониторинг питания показал следующее выполнение натуральных норм по основным продуктам питания :
- мясо – 129 %
- рыба – 80 %
- молоко – 88 %
- творог – 90 %
- сливочное масло – 73 %
- растительное масло – 87 %
- овощи - 60 %
- яйцо – 97 %
- крупы – 102 %
-сахар – 104 %
На основе анализа выполнения натуральных норм следует отметить, что в питании детей недостаточно используется :
рыба, овощи, молоко, растительные жиры, сливочное масло.
Потребление круп и макаронных изделий, сахара, превышает установленную норму. Необходимо, уменьшить количество
потребления круп и макаронных изделий за счет увеличения ассортимента овощных блюд, увеличить потребление молока.
11. Анализ взаимодействия с семьями воспитанников, социумом
Для успешного функционирования дошкольного учреждения педагоги взаимодействуют с родителями воспитанников
по следующим основным направлениям:
· организационная деятельность;
· педагогическое просвещение;
· совместное творчество детей, родителей, педагогов;
Задача коллектива детского сада – установить партнерские отношения, создать атмосферу общности интересов,
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Социальный статус семей представлен различными категориями:
· 72.5 % детей воспитываются в полных семьях;
· 27,5 % - детей воспитываются в неполных семьях ;
· 3 детей находятся под опекой,
· 64 % детей единственные дети в семье;
· 31 % детей воспитываются в семьях с двумя детьми,
· 5 % детей из многодетных семей.
Из общего числа детей, посещающих детский сад, льготами по оплате пользуются 16 семей . Все родители получают
компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в детском саду.
В детском саду ведётся систематическая работа с семьями детей. В течение года проводились разнообразные формы
взаимодействия педагогов и родителей, направленные на выполнение социального заказа родителей, обеспечение родителей
информацией о содержании образовательных услуг детского сада и о результатах работы с детьми за год:
- педагогическое просвещение родителей через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации,
тематические выставки, буклеты;
- информирование родителей о состоянии и перспективах работы детского сада в целом, отдельных групп через родительские собрания.
- включение родителей в воспитательно-образовательный процесс через организацию совместных мероприятий, праздников
- привлечение родителей к руководству дошкольного учреждения через их участие в органах самоуправления ДОУ.
Работа с родителями строилась в соответствии с заранее составленными и утвержденными планами. В октябре
педагогами всех групп проведены родительские собрания, посвященные знакомству с содержанием программы на
предстоящий учебный год. В конце учебного года были проведены итоговые родительские собрания.
Родителям предлагалась стендовая информация, папки-передвижки. В родительских уголках групп содержалась вся
необходимая информация: режимы дня, сетка занятий, рубрики «Берегите себя и своих детей», «Чем мы занимались» и т. д.
В течение года проведено два общих родительских собрания : в ноябре на тему «Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании
здорового ребенка » ; в марте «Право быть ребенком »
- тематические консультации «Возрастные особенности детей»,«Профилактика простудных заболеваний», «О подготовке детей к школе»,
консультации по интересующим родителей вопросам;
Задача физического воспитания и укрепление здоровья детей является одной из важнейших . И более плодотворно эта задача может
решаться в содружестве детского сада и семьи.
Родители оказывали помощь в изготовлении нетрадиционного спортивного оборудования, подготовке участков к летнему сезону,
помогали готовить детей к спортивному празднику «Спортландия» . Самыми действенными стали формы активного привлечения
родителей к участию в выставках «Природные дары для поделок и игры», «Новогодние самоцветы» , акциях «Зеленая красавица»,
«Птичья столовая», «Весенний цветок», праздниках, мероприятиях, посвященных Дню народного единства, дню Матери, Дню защиты детей.
Активное участие во всех мероприятиях принимали родители всех возрастных групп .
Выбранные формы работы с родителями помогали родителям обогатить свои знания в области воспитания детей.
Большую помощь в организации работы ДОУ оказывал родительский комитет. С их помощью осуществлялась подготовка
учреждения к новому учебному году, к летней оздоровительной работе, приобретение игрушек, новогодних подарков,
организация праздников, субботников по уборке и благоустройству территории. декоративному ремонту групп, помещений.
Пропаганда педагогических знаний велась через систему наглядной агитации. В родительских уголках освещались вопросы профилактики
острых кишечных инфекций, клещевого энцефалита, туберкулеза.
В течение всего года на стенде для родителей появлялись фотоматериалы, рассказывающие о жизни детей в детском саду «Лето – 2012»,
к дню пожилых людей «Бабушка рядышком с дедушкой», к дню матери «Мы – мамины помощники», к Международному дню семьи в
мае месяце воспитателями средней и старшей групп организовали фотовыставку «Улыбки семьи» .
В течение года проводилось консультирование родителей специалистами ДОУ, врачом, медсестрой по вопросам здоровья и развития детей.
Согласно плану совместной деятельности ДОУ с творческими коллективами для наших детей были организованы детские спектакли театра
«Зазеркалье», «Надежда», «Дом офицеров»
ДОУ имеет свой сайт в Интернете, информация которого регулярно обновляется.
Хорошо налажена связь ДОУ с социумом. Сотрудничество ДОУ с общественными организациями помогает объединять вокруг
ребенка те силы общества, которые заинтересованы в его развитии.
Наши дети являются активными гостями и читателями детской библиотеки, участвуют в юбилейных программах, посвященных
творчеству детских писателей, викторинах, видеолекториях .
В районном доме культуры Нигрэс дети посещают выставки поделок, являются зрителями и участниками концертов.
Многие дети посещают в учреждении культуры кружки изобразительного творчества, пения, танцев ,
секцию тестопластики, студию общего развития «Родничок» .
В учреждении спорта ФОК некоторые дети занимаются в секции плавания, хоккея.
Большая и интересная работа налажена с филиалом краеведческого музея. Работники музея по запросу ДОУ
организуют в детском саду познавательные циклы занятий по истории Балахны, ее прошлом и настоящем, природе
родного края, достопримечательностях родного города, организуют фольклорно-обрядовые праздники. Так в апреле
месяце прошел праздник «Сороки», где дети познакомились с весенними закличками птиц в гости, лепке жаворонков из соленого теста.
Педагоги детской художественной и детской музыкальной школ знакомят воспитанников детского сада с талантом
юных дарований. К дню матери в ДОУ прошла выставка работ юных художников «О тех, кто дарует нам свет и тепло»,
в январе «Зима в городе», в феврале «Защитники Отечества». Наши ребята были приглашены в гости в художественную школу
на мастер-класс . Преподаватели художественной школы показали детям разнообразную технику рисования моря .
В мае месяце в гости к ребятам пришли преподаватели и воспитанники детской музыкальной школы с концертной
программой «Голос весны» .
К дню защиты детей наши дети приняли участие в зональных соревнованиях среди дошкольных учреждений города
и района «Спортландия», конкурсе детского рисунка «Дом, в котором я живу», организованном РДК, фестивале
детского творчества «Чудо-чадо».
С детской поликлиникой налажена работа по проведению профилактических прививок, осмотр детей узкими
специалистами, вакцинация детей от гриппа.
12.Финансовые ресурсы ДОУ
Источниками финансирования деятельности образовательного учреждения являются средства бюджета,
внебюджетные средства. Общая сумма выделенных денежных средств за 9 месяцев 2012-2013 года составила:
Внебюджетные средства: 541 тыс 454 руб .
Бюджетные средства: 4млн 268 тыс 396 руб.
13. Заключение. Перспективы и планы развития.
Общий вывод : Задачи годового плана выполнены
Вместе с тем в организации воспитательно-образовательного процесса есть проблемы и нерешенные вопросы,
определяющие перспективы развития ДОУ на 2013-2014 учебный год.
Актуальной остается задача сохранения и укрепления здоровья детей, воспитания стремления к здоровому образу жизни,
координации деятельности медицинских и педагогических работников ;
Важным вопросом остается проблема создания условий для познавательной активности, любознательности,
стремления к самостоятельному познанию .
Стремительное развитие техники и технологии привело к значительным изменениям в понимании роли информационных
процессов в жизни общества и возможностей применения ИКТ. Важно продолжать деятельность коллектива в области педагогического
проектирования и использования ИКТ
Направлениями работы ДОУ в 2013-2014 учебном году будут :
- формирование здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни
- воспитание познавательного интереса к миру природы
- развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности
- внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс