ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
(С. Н. Николаева)
Программа включает в себя:
• концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
• обоснованный экологический подход к построению содержания и методов обучения, отбору форм работы как в детском саду, так и в семье;
• подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности к работе с детьми);
• технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.
Важнейшие положения программы:
1. Старшие дошкольники усваивают систематизированные знания о закономерных явлениях природы (взаимосвязь растений и животных со средой обитания, связь компонентов в сообществе живых организмов).
2. Морфофункциональные свойства растений и животных рассматриваются как признаки приспособляемости к среде обитания (дошкольники понимают это при демонстрации этих признаков на примере обитателей уголка природы);
3. При соответствующей организации педагогического процесса во всех возрастных группах дети начинаю понимать специфику живого организма, его отличие от предмета (неживого объекта); старшие дошкольники усваивают существенные признаки живого объекта).
4. Средние и старшие дошкольники усваивают различные сложные представления (обобщенные, динамические) на основе комплёкса сходных признаков явлений природы (например, рост и развитие растений и животных).
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны - той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся животные. Продуманная организация и оборудование зоны должны обеспечивать возможность осуществлять экологическое воспитание детей следующими методами:
• проводить многоразовые наблюдения объектов;
• фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;
• обсуждать увиденное;
• осуществлять различные виды деятельности (уход за обитателями природной зоны, общение с ними, моделирование явлений природы);
• отражать впечатления природы в разных формах художественной и игровой деятельности.
Вся программа состоит из пяти разделов. Первый и второй разделы посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Третий раздел прослеживает их роль в процессе онтогенеза - роста растений и животных. В четвертом разделе раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Пятый раздел демонстрирует разные формы взаимодействия с природой.
Реализация программы по экологическому воспитанию успешно решается при условии создания в дошкольном учреждении зёленой зоны, а также заинтересованности педагогического коллектива в усвоении и передаче основ экологической культуры, в воспитании экологической грамотности у родителей и приобщении их к целенаправленной работе е детьми.
Программа одобрена Экспертным советом по общему образованию, рекомендована Министерством образования РФ.